Они круты, но о них мало кто знает. Это настоящие шедевры внедорожной инженерной мысли. Чаще всего она шла непроторенным путем. И это совсем не тот случай, когда редкость объясняется тем, что легендарный Land Rover Discovery выпускался как Honda Crossroad. Это совсем другое.
Этих машин произведено мало. Но не только поэтому они дорого стоят. Среди этих автомобилей есть настоящие дикие экземпляры – гибриды, но не в современном понимании этого слова. Например, "Тарзан". Эта машина производилась с 1997 года. В ее основе полноприводное шасси от Lada ВАЗ-2121. До 2003 года на это шасси ставился кузов от Lada Samara – "восьмерки" или "девятки".
Кросс-версия "восьмерки" имела заводское обозначение ВАЗ-2108-34, а пятидверка – 2109-34 соответственно.
Это при том, что "Нива" скоро отметит свое 45-летие! Этот вездеход дал развитие целому направлении мирового автомобилестроения. И породил желание максимально улучшить удачную конструкцию. В Японии таким "улучшением" занялась на Suzuki, а получилась у них Vitara. В России официальным передельщиком вазовских машин является ВИС-Авто. Компания ставит различные специализированные кузова на заводское шасси – фургоны, изотермические кузова. Но есть у компании свой шедевр.
Это ВИС-Авто Апал-21541 "Сталкер". По дизайну эта "Нива" вполне может поспорить и с Suzuki Jimny, и с LandRover Defender, и с Mercedes Gelaendewagen. Дизайн получился строгим, но при этом броским и красивым. ВИС получил лицензию на производство 150 таких маленьких автошедевров. Наладить их сборку планировалось и в Чечне.
Плюс машины – ремонтопригодность. Ее, как и любую "Ниву", можно починить почти на коленке. Тем более, что пластиковый кузов не гниет и не бьется. Но есть один минус. И этот минус – цена. Она минимум вдвое больше, чем у традиционной "Нивы".
Основной бронеавтомобиль российской армии – ГАЗ-2330 "Тигр". Выпускается он на Арзамасском машиностроительном заводе. Именно такую машину для себя приобрел глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Но мало кто знает, армейское шасси повышенной проходимости и надежности с торсионной подвеской используется и для производства машины в гражданском варианте. От машины Рогозина гражданский вариант будет отличаться только тем, что на 600 килограммов легче: облегчение за счет отсутствия броневой защиты.
Мотор у машины будет с 205 "лошадьми" и турбонаддувом. Такой дизель позволит разгонять шеститонную машину на трассе до 150 километров в час. Неплохо для такого брутального внедорожника! Но такая машина доступна только тем, кто готов выложить за нее не менее 6 миллионов рублей.
Минобороны часто выступает двигателем прогресса для отечественного автомобилестроения. В 1980-х годах стало понятно, что сменивший ГАЗ-69 УАЗ-469 тоже нуждается в замене. В результате в первой половине 1990-х годов в России появились первые прототипы УАЗ-3172. Полноприводный внедорожник приводился в движение 105-сильным двигателем объемом 2,9 литра. От привычного уазика машину отличала новая пружинная подвеска с передним стабилизатором поперечной устойчивости и ряд элементов трансмиссии. Дорожный просвет был увеличен до 330 миллиметров, благодаря неразрезным ведущим мостам. Этому уазику и море было по колено: подвеска и выведенный к крыше шноркель давал автомобилю суперспособность форсировать броды глубиной до одного метра.
Ульяновский автозавод разработал и гражданскую версию УАЗ-3172-01 "Симбир" с внешностью прошедшего через румынское ARO Land Rover. Машины были успешно испытаны, но до заводского конвейера так и не доехали: на проект "Вагон" не хватило вагона денег.
УАЗ-3151 стал впоследствии Hunter, а "буханка" по-прежнему находит своих фанатов в Японии, но производство в Ульяновске свернуло на патриотическую колею – к УАЗ-3163 Patriot.
Российские конструкторы старались оседлать не только "тигров", но и "мустангов". Пример этому подали конструкторы Камского завода топливной аппаратуры. В основу их "Бархана" почти семиметровой длины легло шасси от КамАЗ-43501 "Мустанг". От армейского грузовика "Бархан" унаследовал фирменную эмблему, полный привод и рессорную подвеску. Работающий с 10-ступенчатой коробкой передач турбодизель выдавал 240 лошадиных сил.
Создатели "Бархана" по полной использовали принцип конструктора: кабину и двери позаимствовали от серийных КамАЗов, колеса с подкачкой – от "Урала", задние фонари от белорусского МАЗа, а передние фары от Lada-110. Кузов "Бархана" рассчитан на 12 человек. Стоила машина в районе 100 тысяч долларов, то есть 7-8 миллионов рублей по нынешнему курсу. Внедорожник разрабатывался с прицелом на спасателей, но в МЧС машина интереса не вызвала.
Еще один "проходимец" был создан в Санкт-Петербурге в 1998 году для перевозки VIP-персон. Это бронированный внедорожник Т98 "Комбат". В его основе американское шасси General Motors, на котором базируется тяжелый пикап Chevrolet Avalanche. Американские и моторы, так что называть его российским язык не поднимается. НО "Комбат" разгонялся до 180 километров в час, что делало его одним из самых быстрых внедорожников мира.
Отсутствие собственного мотора не дало шансы на счастливую жизнь и еще одной перспективной разработке – "Скорпиону". Полноприводный внедорожник оснащался польским дизелем в 2,6 литра мощностью 136 лошадиных сил. Остальные детали были либо собственными, либо уазовскими. Но проект "Скорпион-2М" был закрыт. Несколько опытных машин были проданы в частные руки. 100 миллионов за "Скорпион", как за "Комбат", конечно, не попросят. Но машина тоже оказалась редкой.
Последняя премьера на рынке редких внедорожников – "Стрела". Она была представлена на форуме "Армия-2021". Совместная разработка Военно-промышленной компании (ВПК) и Конструкторского бюро молодежи при МГТУ имени Баумана базируется на узлах, раме и агрегатах от "ГАЗели-Next". Дорожный просвет меньше, чем у несостоявшегося семейства "Вагон", но тоже достойное – 270 миллиметров. Брутальный внешний вид "Стрелы" уже вызвал ажиотаж, в США машину назвали "русским Hummer". Но каковы будут перспективы этой машины, загадывать пока сложно.
Глядя на российские внедорожники, вспоминаешь старую итальянскую шутку конструкторов с FIAT: чего только русские не придумают, лишь бы хороших дорог не строить!