В конце 40-х годов прошлого века страна особенно нуждалась в рабочей технике. Нужно было восстанавливать промышленность и народное хозяйство.
И вот, кто встал в первые ряды – советский среднетоннажный грузовик ЗиС-150, труженик комсомольских строек, покоритель целинных земель.
Выпускать его начали в 1948 году, наш экземпляр – 1954-го. Он пришел на смену устаревающему ЗиС-5 или "Захар Иванычу", и стал просто незаменим. Первое, что бросается в глаза – огромная решетка радиатора.
На пузатых крыльях – фары и указатели поворотов. Кузов с деревянными откидывающимися бортами.
Капот четырехстворчатый. Под ним – 6-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 5,6 литра, мощностью 90 лошадиных сил.
Внутри – простор. Кстати, это первый ЗиСовский автомобиль с трехместной кабиной, а еще первый советский грузовик с опускающимися боковыми стеклами.
Обратите внимание на подсветку приборов панели – это наружные лампы.
А перед тем как тронуться, двигатель надо прогреть и подождать, пока воздух накачается в пневматическую тормозную систему. Для этого даже над манометром памятку сделали.
Разгоняется автомобиль неторопливо, но солидно и уверенно. Максималка – 65 километров в час, но так им будет уже тяжело управлять, поэтому рекомендованная скорость – 50 километров в час. Весит грузовик 3,9 тонны, а перевозить может все четыре, или тянуть прицеп весом 4,5 тонны.
Рулевое колесо огромное, как на пароходе. А так как гидроусилителя нет, водителями подобной техники могли быть только крепкие парни. Это была настоящая мужская работа.
ЗиС-150 выпускался до 1957 года, всего было произведено почти 775 тысяч таких авто. Его отправляли на экспорт и даже наладили выпуск в Румынии и Китае. На базе этого грузовика делали самосвалы, краны, уборочные, поливочные и пожарные машины. Он трудился в армии, а в 1957 году стал настоящим символом Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прокатив многих его участников.
150-й можно увидеть в фильмах "Максим Перепелица" и "Очередной рейс".
Роль, которую сыграл этот грузовик, сложно переоценить. Мне кажется, он честно заслужил звание легендарной модели.