В Москве стартовал пилотный проект по предотвращению так называемых повторных ДТП, когда в участников аварии врезаются другие машины. Теперь у водителей есть возможность как можно быстрее покинуть опасное место, а решение о выплате по ОСАГО страховая компания будет принимать на основании записи камеры наблюдения.
Классическая ситуация: притерлись при перестроении на МКАДе. У "Шкоды" царапина на двери, у белого фургончика незначительно повреждена краска с правой стороны и на боковом зеркале. Водители составляют европротокол.
О том, что риск попасть в повторное ДТП огромен, кажется знает каждый водитель. Но автомобилисты с поразительной беспечностью выходят на оживленную дорогу, чтобы зафиксировать повреждения для страховой.
"В Москве получается в среднем каждый десятый погибший на дорогах в ДТП – это погибший именно во вторичных авариях. Гигантская цифра. При этом она проходит мимо статистики, потому что получается, что такой отдельной учетной строчки нет", – говорит автоэксперт Александр Шумский.
В Москве повторные ДТП чаще всего происходят на МКАДе. Чтобы повлиять на ситуацию, здесь начнут в тестовом режиме передавать информацию с камер страховщикам. Если эксперимент признают удачным, велика вероятность, что эту практику распространят и на другие дороги.
Правила поведения при ДТП без пострадавших известны всем водителям: останавливаемся, включаем аварийку, выставляем знак. Стоять на проезжей части даже относительно неширокой дороги опасно. В случае, если нововведения станут нормой, спокойно съезжаем на обочину. Камера все фиксирует. Однако многие автомобилисты к идее отнеслись скептически:
– Я бы не доверился и ждал как минимум ЦОДД или ГИБДД.
– Ну, буду стоять, ждать. То, что можно спровоцировать последующую реакцию, да безусловно.
Эксперты просят не спешить с выводами.
"Все современные комплексы, которые устанавливаются в последние несколько лет, имеют очень большое разрешение. Они позволяют фиксировать не только государственный регистрационный знак, форму авто, марку, цвет, но и лица", – пояснил операционный директор ГК "Урбантех" Михаил Родионов.
Но плохую погоду или технические сбои никто не отменял. От этого автомобилистов ни один страховщик не застрахует.
"Если информации будет недостаточно и на основании нее нельзя будет распределить ответственность, то, к сожалению, в этом случае законом предусмотрено – будут оба получать по 50 процентов", – указал директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Евгений Васильев.
У многих автомобилистов встает вопрос: съехал на обочину – значит, покинул место ДТП?
"Они обязаны в соответствии с правилом дорожного движения, пункт 261, отъехать в безопасное место. При этом они, убедившись в безопасности любыми способами, камерами фото-видео фиксации фиксируют положение машин", – объяснил заместитель командира отдельного батальона ГИБДД УВД по ЮВАО Москвы Антон Ройкин.
Но здесь есть противоречие.
"Правила дорожного движения в нынешней редакции однозначно нам говорят, что водитель в случае аварии должен оставаться на месте. Пока нормативная база не изменена, пока нет других формулировок, водитель, к сожалению должен даже в зоне риска на МКАДе дожидаться сотрудников ГИБДД", – говорит автоэксперт Антон Шапарин.
Понять все разночтения и нюансы – это и есть цель стартовавшего эксперимента. Главная же задача автомобилиста – ориентироваться на здравый смысл. Собственная жизнь дороже любых страховых выплат.