Фильм "По щучьему велению" выводит российский фэнтези в лидеры проката
Отечественный кинематограф вновь бьет рекорды. Лента «По щучьему велению» Александра Войтинского собрала за две недели проката более миллиарда рублей. И, по прогнозам, у этой работы есть все шансы повторить успех «Чебурашки», который стал самым кассовым российским фильмом, заработав больше семи миллиардов. Вообще, по предварительным подсчетам, в этом году сборы кинотеатров вырастут в почти в два раза по сравнению с предыдущим и составят примерно 35 миллиардов рублей. Причем львиная доля придется на отечественные картины.
Наши кинематографисты сумели заполнить вакуум, который возник с уходом крупнейших западных компаний. При этом при создании сюжетов многие сделали ставку как раз на сюжеты отечественных сказок. Но далеко не всегда количество перешло в качество. Это как Тыквенный спас, который на днях придумали в некоторых регионах, чтобы заменить Хэллоуин. От смены названий тыква в позолоченную карету не превратилась.
Подробности – в сюжете кинокритика РЕН ТВ Николая Никулина.
Русский культурный код: отечественный фэнтези выходит на новый уровень
«По щучьему велению»
Герои – с узнаваемым «историческим и культурным кодом». Сюжет, где есть магия и волшебство. И конечно, отличный актерский состав. Вот она – возможная формула успеха, которую отечественные кинематографисты, похоже, нашли.
Вторую неделю подряд фильм «По щучьему велению» – в лидерах проката. Уже собрал почти миллиард рублей.
«После ухода голливудских студий производство российских фильмов увеличилось в 2,5 раза. И самые успешные из них открывают двери в фантастические миры», – говорит кинокритик Николай Никулин.
От «Ночного дозора» до наших дней
Когда треснул мир пополам, когда идет борьба за свет и правду, когда зло ждет заслуженное наказание. Ты понимаешь, что оказался вымышленном мире, но в таком, где есть знакомые улицы, привычные пейзажи или известные всем персонажи. Первым отечественным фэнтези был «Ночной дозор» по роману Сергея Лукьяненко, в котором вампиры поселились в Москве.
«Когда в общем-то возникла мысль о киноверсии, это была такая очень дерзкая попытка, потому что не было ни наших крупных проектов, ни даже большого количества кинотеатров в стране», – отмечает писатель Сергей Лукьяненко.
«Ночной дозор» собрал рекордные 16 миллионов долларов. Выделяли его хорошая компьютерная графика и фантастика на фоне российских реалий. По этому же принципу создавали потом «Дневной дозор» и «Черную молнию» про летающую «Волгу».
«В то время среди тех, кто создавал комп-графику, было 90 процентов фанатов этого дела, сейчас, по прошествии 20 лет, это просто профессия», – говорит режиссер компьютерной графики Виктор Лакисов.
Он разрабатывал графику для «Ночного дозора» и «Черной молнии». Сегодня он создает 3D-модели волков, водяных и драконов. Говорит: только технологией зрителя уже не удивишь. Нужен особенный сюжет. Сейчас – это ставка на что-то свое, узнаваемое, понятное.
«Я думаю, что российское кино – одна хорошая вещь, потому что надо перестать имитировать Голливуд», – говорит режиссер Эмир Кустурица.
В 2016 году с треском провалилось фэнтези «Ночные стражи» с Иваном Янковским и Леонидом Ярмольником про вампирские войны. При бюджете в 230 миллионов рублей заработали всего 29 миллионов. Подражание голливудским образцам зрителя не привлекло. Продюсер проекта Вадим Горяинов сам признается, что были допущены ошибки.
«Как только вы делаете какую-то вселенную, она с трудом заходит. Потому что она не коррелируется с тем, что есть у человека внутри. Что можно назвать русским культурным кодом», – отмечает продюсер Вадим Горяинов.
Западный фэнтези
Западные студии жанр фэнтези освоили давно. «Властелин колец» и «Игра престолов» в основе своей имеют средневековый эпос. У нас же длительное время не могли найти хороший сценарий. Но когда в 2017 году «Последний богатырь» заработал более полутора миллиарда рублей, стало очевидно, что формула успеха, возможно, найдена. Интерес к национальной мифологии. И, как результат, последующие части принесли больше двух миллиардов рублей.
«Российские кинематографисты довольно продолжительное время пытались найти рабочую форму фэнтези-проектов и, вероятно, нашли ее в силе бренда русских сказок и в ремейках советских картин и мультфильмов», – говорит аналитик консалтингового агентства «Эстимейт» Тимур Имаев.
Сериал «Библиотекарь»
Практика показала: подражание западным образцам не имеет успеха. У отечественного фэнтези – свой культурный код. Важна не только форма, но и содержание. Сериал «Библиотекарь», получивший немало отличных отзывов, – образец того, как отличная режиссура, сильный актерский состав, мощная литературная основа и отсылки к советской истории и культуре делают произведение уникальным. Выйдя на онлайн-платформах, сериал долгое время находился в лидерах самых популярных проектов, занимая второе место.
Изначально «Библиотекарь» задумывался как полнометражный фильм, но из-за нехватки финансирования, увы, оказался на полке почти на 10 лет. Лишь после продолжительного застоя проект запустился в форме сериала благодаря непосредственному участию генерального директора РЕН ТВ Владимира Тюлина.
Магия и доблесть, любовь и дружба, предательство и подлость… Противостояние своих и чужих… Но главное – отношение к книге как сакральному предмету. Особый генетический и культурный код – для нашей культуры.
«Мне тоже как-то хотелось, чтобы в мою жизнь вошла магия. Я знаю, как она входит. Один способ – это через книги Громова. А второй – через постоянное задавание себе вопросов: кто я, чего я хочу, и зачем я хочу этого», – говорит актер Никита Ефремов.
Интерес аудитории к волшебным мирам очевиден. Оттого в производстве масса новых проектов – фэнтези по Киру Булычёву «Сто лет тому вперед», фильм по сказу Павла Бажова «Хозяйка Медной горы», киносказка Ильи Учителя «Летучий корабль», а еще «Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Чудо-юдо» и «Буратино».
«Обычное дело: взять полено и обстругать его. А вот необычно – вдохнуть в него жизнь. Когда вдруг в мире нарушаются физические законы или привычный распорядок, ты сразу понимаешь, что оказался в другой реальности», – говорит кинокритик Николай Никулин.
«Это же кинематографически очень интересно делать такие прекрасные истории. Большие, с мирами – там для всех департаментов. И костюмы, и декорации. Есть людям во что вложиться своим талантом», – говорит продюсер фильма «По щучьему велению», «Горыныч», «Сказка о царе Салтане» Сергей Сельянов.
Работа над ошибками
Впрочем, есть нюансы. И очевидные провалы. В фильме «Баба Яга спасает мир» старая колдунья в лохмотьях без определенного места жительства оказывается в современном городе.
Слабая графика, грим и, честно говоря, юмор тоже. Зритель испытывает те же эмоции, что и полицейские при виде Бабы Яги…
Первую часть фэнтези-саги «Этерна» на старте посмотрело более 100 тысяч зрителей. Однако оценки оставляют желать лучшего. Продолжение еще будет пересниматься.
Работа над ошибками идет. Продюсеры берутся за такие дорогие проекты, как исторический сказ «Сердце Пармы» или магический «Эбигейл». Отечественное фэнтези с каждым днем завоевывает доверие новых зрителей.
Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также Израильская армия вошла в Газу: как продвигается наступление ЦАХАЛ Фигурантам дела о торговле детьми вынесли приговоры Дела о мошенничестве возбуждены после задержания Аяза Шабутдинова "Кульминация наступает": "Хезболла" грозит Израилю войной Зеленский стал опасным для Украины: что думают врачи «Краснодар» победил «Крылья Советов» со счетом 2:1 в матче РПЛ Российские чиновники разносят Баха за двойные стандарты. Мы никогда не помиримся с МОК? «Сильные, дисциплинированные и готовые на жертвы». Греческий теннисист похвалил советское воспитание Криштиану Роналду — самый высокооплачиваемый футболист в мире