Домой Все обо всем Финансовый нокаут: Эрдоган теряет популярность даже в своем родном регионе

Финансовый нокаут: Эрдоган теряет популярность даже в своем родном регионе

111
0

Финансовый нокаут: Эрдоган теряет популярность даже в своем родном регионеФедеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp Mustafa Kaya / Xinhua

Турецкая лира потеряла более 45% своей стоимости в этом году, в значительной степени из-за личной политики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Экономический кризис в первую очередь вызвал возмущение среди граждан низкого и среднего достатка, которые являются главным электоратом действующей власти.

Народное недовольство добралось и до Ризе — города детства нынешнего турецкого лидера. Его жители ставят под сомнение превосходство своего знаменитого соотечественника на грядущих выборах 2023 года.

Международная редакция ФАН разбиралась, как валютный кризис разозлил даже лояльных президенту избирателей и чем могут закончиться финансовые эксперименты действующего правительства.

Провал на родине

Как сообщает издание The Wall Street Journal (WSJ), обвал местной валюты особенно сильно ударил по Ризе, где рост цен на удобрения и сырье подорвал производство чая — главного продукта одноименной провинции и источника ее экономики. Местные жители и политические наблюдатели говорят, что правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР) теряет поддержку даже в городе, который долгое время гордился своей связью с Эрдоганом, ведь здесь он провел свое раннее детство.

Таким образом, даже в консервативной провинции Ризе, где повсюду расклеены баннеры с Эрдоганом, экономический кризис заставляет местных отвернуться от некогда абсолютного народного любимца.

Сам виноват

Экономические проблемы Турции во многом являются результатом личной политики Эрдогана, который фактически полностью контролирует финансовые институты страны. Президент оказал давление на Центральный банк (ЦБ) с целью снижения процентных ставок. И это даже несмотря на высокую инфляцию, которая, только по официальным данным, превысила 21%. При этом независимые финансисты считают, что рост цен на товары и услуги составил 58,65%.

С сентября процентные ставки в стране были снижены на 400 базисных пунктов (с 19% до 15%). Согласно общемировой практике, центральные банки обычно повышают ключевые ставки, чтобы контролировать инфляцию, однако Эрдоган придерживается противоположной точки зрения: чем выше ставки, тем выше рост цен.

С чиновниками, которые не согласны с данной теорией, президент предпочитает не связываться. С 2019 года руководитель республики сменил трех руководителей ЦБ, а на днях принял отставку министра финансов Лютфи Эльвана. Вместо последнего на должность главы ведомства был назначен Нуреддин Небати, у которого, как выяснилось, нет ни экономического, ни финансового образования.

В целом Эрдоган считает, что экономика страны должна развиваться по «китайской модели». По его словам, Турция может реализовывать продажу дешевых товаров за границу за доллары, что обеспечит рост экономики. Однако у многих экономистов есть большие вопросы касательно такой политики: во-первых, Турция сильно зависит от импортного сырья, а, во-вторых, имплементация этой стратегии будет осуществляться за счет дешевой рабочей силы.

Впрочем, валютный кризис уже сейчас беспокоит граждан страны, которые несколько недель назад даже вышли на улицы с требованием отставки правительства. За год турецкая валюта обесценилась более чем на 45%, при этом 30% своей стоимости она потеряла только в ноябре.

Накануне, 13 декабря, лира вновь «рухнула» до рекордно низкого уровня, достигнув отметки 14,75 за доллар. Чтобы остановить девальвацию, Центробанку Турции уже в четвертый раз за последние недели пришлось продать иностранную валюту. Лира на некоторое время укрепилась, однако сегодня вновь достигла отметки 14,37.

Вчера же Нуреддин Небати заявил журналистам канала Habertürk, что экономическое положение республики «вскоре улучшится», а народу необходимо лишь довериться властям. Глава минфина также подчеркнул, что ЦБ совершенно точно больше не будет повышать процентные ставки.

Реальная угроза от оппозиции

По данным опроса, проведенного социологической компанией Avrasya в ноябре, светская «Республиканская народная партия» (РНП) незначительно обошла ПСР по популярности: 30,4% против 27,6% (с учетом неопределившихся граждан). Это является серьезным «звоночком» для правящей фракции и ее союзника, «Партии националистического движения» (ПНД), которая с 6,5% поддержки имеет перспективу вообще не преодолеть минимальный барьер.

Согласно результатам исследования, 86,9% респондентов считают, что в стране в той или иной степени наблюдается экономический кризис, но, по мнению 72,1% опрошенных, нынешнее правительство еще способно урегулировать ситуацию. А 80,3% поговоривших с социологами людей утверждают, что Эрдоган плохо управляет экономической политикой государства.

Впрочем, причины недовольства народа ясны: у людей «летит» бизнес, в магазинах вводятся квоты на продукты, а цены на товары растут с колоссальной скоростью.

Напомним, что турецкая лира используется и на контролируемых Анкарой территориях Сирии. Жители тех районов, и так живущие под гнетом боевиков-радикалов, тоже ощутили на себе валютный кризис Турции.

Конец близок

Эрдоган пережил попытку военного переворота в 2016 году, преодолел предыдущий валютный кризис в 2018 году и неоднократно побеждал на выборах, обходя разрозненную оппозицию Турции. Некоторые экономисты предсказывают, что глава республики будет использовать государственные расходы, чтобы попытаться временно облегчить последствия нынешнего кризиса и возродить свои шансы на грядущих выборах 2023 года.

Таким образом, пока власти республики просят своих граждан просто «верить» руководству и ждать улучшений как минимум через два года, в стране активно растет недовольство действующим режимом. У Эрдогана остается примерно полтора года, чтобы как-то изменить ситуацию и сохранить доверие имеющихся избирателей в преддверии выборов. Очевидно, что победами на внешнеполитической арене народ уже «не накормишь», в то же время ощутимого прорыва в экономике за короткий срок добиться крайне сложно.