Пресловутый дефицит электронных компонентов заставил отечественных автопроизводителей временно отказаться от некоторых систем безопасности. Все уже слышали об упрощенной Lada без ABS. Но вместе с ней из комплектации исчезла и система стабилизации ESP.
А ведь в последние годы ей оснащались практически все новые автомобили даже бюджетного сегмента. Давайте поговорим, для чего нужна эта система, как она работает? Можно ли ее отключить, и в каких случаях это допустимо?
Аббревиатура ESP расшифровывается как Electronic Stability Program, то есть "электронная программа стабилизации". Также ее называют система курсовой устойчивости. Назначение у нее одно – сохранять заданную водителем траекторию, предотвращая занос на скользких и неоднородных покрытиях.
"На блок кадре управления подаются сигналы с различных датчиков, это направление движения автомобиля, величина бокового ускорения, открытие дроссельной заслонки. В случае, если определенная величина превышает пороговые значения, то система подтормаживает одно или несколько колёс автомобиля", – объясняет работу системы сервисный консультант дилерского центра Александр Очнев.
Когда этого недостаточно, ESP принудительно снижает обороты двигателя. Неопытного водителя такая внезапная потеря тяги может сбить с толку. Но пугаться не надо – все под контролем.
Попасть на участок с плохим сцеплением можно в любой момент – и зимой, и летом, будь то грязь, снег, лед и даже мокрая трава.
Но для чего тогда во многих моделях есть кнопка ее отключения? Пользуются этим в основном на бездорожье – там, где для преодоления сложных участков требуется постоянная ровная тяга. ESP же, фиксируя неизбежные в таких условиях пробуксовки, только усложняет положение. Впрочем, до конца снять "электронный ошейник" все равно не получится.
"На большинстве автомобилей система отключается не полностью, и в случае, если ситуация станет критической, возобновит свою работу", – предупреждает сервисный консультант дилерского центра Александр Очнев.
Если же бездорожье позади, но вы забыли активировать ESP, система, как правило, включается сама при достижении скорости 50-60 километров в час, либо после перезапуска двигателя. Если кого-то смущает такой электронный контроль, помните – сколько раз у вас загорался индикатор срабатывания ESP, считайте столько же раз вы могли попасть в аварию.
Впрочем, и переоценивать возможности электроники не стоит. Она лишь помогает в опасных ситуациях, но создаем их мы. И даже у самых совершенных систем есть свои пределы.